?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share
Волга-Онега-Ладога 2012
evgen_ev

Vologda-1Help! Help! Arrête-toi, beau randoneur

Prends-moi près de ton bicyclette

Loin de ce traffic

(Help camionneur (1973) by Jane Birkin)



А в самом конце ждет презент, но достанется он, только если осилить середину.




Вологда?


Вообще, ни на какой марафон я не собирался, получилось спонтанно, как всегда. Как-то слово-за-слово...

– на ВОЛ собираешься?

– да не, какое там..

– поехали, прокатимся, доедем – так доедем, нет – так нет, хотя бы пообщаемся, людей увидим, поучаствуем, одним словом. - Примерно так.

Вот за эту мысль и зацепился. Раз уж за сезон практически не катался, то упускать еще и возможность пообщаться в велотусовке – это уже просто предательство к любимому занятию.

Благосклонность организаторов, а так же наличие билетов  отбросили всякие препятствия в участии. Главное – выгнать себя из дома и привычного замкнутого круга обязанностей, ну это все знают.

До Вологды отличный ночной поезд, в котором не спалось. Потом замечательный полупустой автобус, из окна которого наблюдал подтягивающихся с разных сторон к месту старта рандонеров в пестрых костюмах.

А возьму сам у себя интервью.

– скажи, ну почему ты так? Вроде бы вообще лидировать не собирался?

– Ну да, не думал, но ведь ехалось. Решил – поеду, пока так. А вообще я – за комфорт. Если вы сумеете создать своему организму комфортные условия – он будет пилить, педалировать (кому что нужно) сколь угодно долго. Нужно просто отнестить к себе с заботой. Питание, сон, приятные ощущения, радости – все критически важно. Что до техники – хорошо бы учесть разные детали, которые все мы чувствуем индивидуально и довольно ярко, при езде на такие расстояния. На руль две обмотки. Туфли помягче. Стандартные спортивные стельки можно сразу после покупки вытаскивать, заменяя на толстые и мягкие ортопедические или антистрессовые. Спортивные жесткие седла для пыток – вообще не наш вариант. Они, кажется, специально созданы для того чтобы гонщику было больно и это стимулировало его скорее добраться до финиша, дабы прекратить страдания. Но в нашем случаче это не работает – слишком большие дистанции. Ведь гонщик таким образом прикреплен к своему механическому коню, что наиболее нагружаемые места – как раз оба конца ноги: ступни и то, на чем сидим – попа. Многие рассказывают, как теряют чувствительность в пальцах ног после марафонов. Так вот от седла и паховые нервы и сосуды передавливаются, а потерять чувствительность в этой области – просто трагедия, совсем бы не хотелось.

- А как со сном, есть мнение что ты коварно не спал всю дистанцию?

- Спал, честно. Даня Жуков сам меня будил на своем замечательном КП.  Но спал немного, 3 часа. Но потом пришлось досыпать 3-4 раза на обочине. Был еще один секрет, о нем хочу рассказать далее, в хронологии. Замечено, что хорошо бы несколько ночей накануне высыпаться, чтобы у организма сложился некий запас сна, подобно жировой прослойкке, которую можно потом по-необходимости расходовать. Хотя, предстартовую ночь в поезде выспаться не удалось – толи и правда не спал, толи снилось что не сплю – знаете так бывает иногда. Возможно, что-то среднее.

- Был на пике формы?

- Только если чисто случайно. Вообще, практически не катался за сезон. Две 200-ки не в счет, это просто ерунда. В основном сидел на стуле и работал, уткнувшись в дисплей. Да и зимний лыжный сезон, можно сказать, не состоялся. По различным обстоятельствам не тренировался уже давно и считал что этот год будет годом спада и отдыха. Боялся ехать 1200, так как считается, что необходима большая предварительная подготовка, вкатка, серии 200-300-400. Все же рискнул – сойти всегда можно. Но по ходу смотрю – едется. Думаю  – ну и пускай, посмотрим, насколько это продлится. Так и ехалось, сам удивлялся сначала. А потом уже по-инерции.


Start-1

Итак, старт помнят все. Баннер, фото на память и самый крупный российский бревет через несколько минут стартует двумя группами, с небольшим перерывом. Супер!

day-1Первый день быстрые везли всех остальных на колесе. Это было довольно приятно так как встречный ветер, который мы практически не ощущали, временами был сильный. Ехали с Малаховским, изредка лидируя в группе, таким образом отплачивая мизерную «повинность» и очищая совесть перед лидерами, в том что мы практически постоянно у них на колесе. Воронежцы здорово везли многих. Потом после нескольких перетасовок мы с Вадимом растерялись по разным группам, а я прибился к «Легиону». И им спасибо. Вроде была и первая группа из иностранцев и наших, которая со старта ушла вперед и так ее никто и не видел.

Day-1-1Постепенно все куда-то делись, я остался один и вспомнил что самое лучшее – ехать в своем темпе. По-инерции, ориентируясь на навигацию группы и оставшись в одиночестве, удалось проскочить один или два КП. Конечно переложу ответственность на организаторов, так как они, видимо для поднятия тонуса, сказали что до следующего КП 100 км, а легенду, в которой было указано 90, я еще не доставал. Включив «режим поиска КП» в мозгу через 100 км и проехав еще десясь сообразил, что искать уже нечего и достал наконец легенду. Конец групповому иждевению.

Danya-KPСпал на КП у Дани Жукова, который по-праву можно назвать образцово-показательным. Все помнят как был оформлен въезд с трассы. А пельмени – неужели кто-то сможет забыть?

night-1













Ночь спустилась незаметно, да и сама она была незаметная. Белая. Ветер стих, тишина и шумяший воздух в ушах. Растущая, кажется, луна глядела в затылок. 
Расставлю везде тут фото участников, ладно?  Наверняка с хронологией что-то не совпадет, но ничего не перепутать было бы «не по-нашему».

Bad road-1Потом помнится, асфальт ухудшился, перед Беломорским каналом. Потом еще больше ухудшился. Ох как надоели эти ямы! Ведь они ограничивают, крадут нашу свободу – вынуждают нас сворачивать в стороны, чтобы их объехать. И вот едешь уже не туда, куда зовет свободный дух, а справа и слева, по кусочкам более ровного, еще не добитого асфальта, судорожно вцепляясь в тормозные ручки, в постоянном страхе.

В какой-то момент я взбунтовался и увидав с горки, что впереди никакой гладкой перспективы, отпустил тормоза. Ах как это было здорово! При условии, что внизу на перекрестке не было едущих машин. Меня вынесло, выкинуло на небольшую площадь, пронесло по ней наискосок до противоположного края. Кайф! Отличное развлечение! А до кювета уже несколько метров и ни намека на ровный участок, где можно было бы зацепиться. Сознание уже представило крапиву и ветви кустов, с треском принимающие меня в свои объятия. Не хотелось ломать траекторию, но усилием воли вывернул руль и развернулся перед самым краем, у кювета. Откуда-то взялись две встречные машины, у которых я оказался справа, геройски выруливая прямо на них. Ну конечно же это они там ехали не вовремя и я знаком показал им чтобы подвинулись – «я ж тут еду по встречной, подвиньтесь, а то понаехали...» Деликатные водители, сообразив и, может быть, чертыхнувшись, отвернули – что им еще оставалось.

Onega-1   Берег Онежского озера на КП

Onega-2















Это был, кажется, Медвежегорск. Потом отличный участок туда-обратно 20 км до берега Онежского озера. Большой подъем и спуск, перепад высот около 80 метров.

Sakhipov-2В самом начале встретил Сахипова, едущего уже обратно, на трассу. После тряски ехалось очень медленно и очень хотелось чего-то, наверное кушать. Перекусил  в магазине и после на КП, запил рассолом... ужас, но мы-то знаем в каком это контексте. И скорее обратно. «Скорее» вырисовывалось лишь в сознании, технически это было приблизительно 11 км в час, на подъеме, а может и меньше, точно не помню.

M18-1



Следующий этап – трасса М18, Мурманск. Мы по ней зимой ехали на автобусе в Кировск, еще тогда подметил, что отличная дорога для велосипедистов. Но Миша это знал лучше и маршрут пролегал по трассе на протяжении около 200 км, с заездом в деревню Гирвас. Плюсы трассы – отличное покрытие, сразу поехалось быстрее, отчасти и из-за нагоняющих попутный поток машин. Но совершенно некомфортно опять же из-за высокого трафика, а с другой стороны, опасность мобилизовывала силы и разгоняла сон. Но все же трассу должен отнести к неприятным участкам, эмоционально. Пусть технически на ней и восстановились силы и появился хороший темп, но все это под моральным давлением пролетающих рядом огромных машин и казалось что они нависают над тобою. Для объективности – полуметровая техническая полоса, заасфальтированная обочина, была очень удобна для нас.

Trafic-1Небольшое наблюдение. Если ехать по технической полосе, то авто проезжают намного ближе и быстрее мимо тебя, так как у водителя в сознании, видимо, отмечается что он с одной стороны полосы а велосипедист – с другой и это уже разные территории. Если же ехать по краю проезжей части, слева от полосы, на что мы имеем право и что предписано правилами (однако, если ошибаюсь, поправьте), то машины сбрасывают скорость и объезжают на значительно большем расстоянии. Вот такая особенность. Хотя бывают и исключения, так что тут нужно как-то все стараться учесть. С таким трафиком, какой был на М18, выезжать на проезжую и создавать помеху потоку машин не хотелось. Все-таки дорога, в первую очередь, для них. Пускай уж нависают, зато получаешь каждый раз небольшой разгон, в качестве компенсации.

В районе поселка Пряжи маршрут уходит с трассы и начинается изумительная дорога с нереальными, как выразилась Лена, пейзажами.  Дорога проходит по гребню, с обеих сторон красивый лес, а за ним, совсем рядом открывается огромная долина с озерами и лесами. Этим можно было любоваться до самого Крошноозера. Этот участок заносим в список самых красивых участков бревета под номером 1 (или уже 2, первый возможно был ранее, но там уже все смешалось в памяти).

KpO6-maDApsВ какой-то момент оборачиваюсь – яркий неоновый свет сзади, явно от велофары. «Догнали», - думаю. Но свет не приближается, хотя еду 20 км/ч и продолжаю любоваться сумеречным пейзажем. Перед развилкой он меня окликнул, когда я собрался повернуть не в ту сторону. Оказалось что это Харис. Его стало сильно клонить в сон и он прилег поспать в остановке. А тут я проезжаю. Он встал и поехал вслед. Мы приехали вместе на КП «Крошноозеро». Харис решил продолжить сон, ориентируясь на свое состояние. Он еще ни разу не спал со старта. Я же еще чувствовал остатки бодрости и после короткого перекуса выехал дальше.

Не могу не упомянуть поведение волонтеров. Я, зайдя в столовую, свалился на ближайший стул. Но сразу же мне поднесли другой стул, повыше, чтобы я мог выбрать более удобный. Я так и не поднимался с места, а передо мной на столе возникли тарелка с бутербродами, сок, тарелка горячей лапши и все, о чем я только мог заикнуться, сразу же оказывалось под рукой. Ну даже не знаю, как по-волшебству; помните джина, поедающего лепешки? Разница была лишь в том, что мне оставалось только отправить пищу в рот своими силами. Подняться пришлось лишь для того чтобы воспользоваться бальзамом «Спасатель». Кстати, и «Спасатель» был приготовлен, что тоже меня поразило.

Bestroad-2Продолжил путь. Мои остатки бодрости рассосались примерно через минут 20-30. Далее начиналась совершенно новая дорога, и опять места изумительной красоты, включая саму дорогу. Гладкое полотно уходит вдаль, симетричные откосы по сторонам, какие-то тротуарные дорожки, ведущие в лесную чащу, дальше к лесу, опять откосы, оранжево зеленые травы и бурые с голубизной ели. Опять нереальный пейзаж, совершенно не наш. Мне это напомнило альпийские виды на окраине Италии и Швейцарии. И никакого движения. Красиво, но очень скучно. Время под утро, стало вырубать сильнейшим образом. Сон стряхнуть было невозможно. Разговаривал вслух, пел, читал, смотрел по сторонам – ничего не помогало.  Приходилось ложиться на обочине и спать минут по 10-15. По расчетам, этого должно было хватать на час, но буквально через минут десять опять сильнейшая тяга ко сну. Темп упал совершенно. Открою маленький секрет – я зачем-то сунул накануне в сумку крем от комаров. Это было большое везение; эти 10-минутки сна я проводил спкойно и с комфортом, в то время как воздух вогруг жужжал. Но я не содрагался, непрерывно шлепая по собственному телу.  Могу предположить, что эта сильнейшая тяга в сон была вызвана, кроме прочего, еще и погодными условиями. Теплые ночи, с которыми нам тоже повезло, увеличивающаяся облачность; возможно, атмосферное давление упало и это способствовало сну. Знаете, как бывает – не можешь встать, иногда, хочется спать и все. А нас с Харисом это застало в пути, вот мы и стали буквально валиться с ног, один за другим.Bestroad-1

Этот участок дороги – самая красивая дорога номер два. Правда потом, как выразился Миша, начался «улучшенный» асфальт. Это означало что на гладкое покрытие был нанесен слой неровного грубого асфальта, видимо увеличивающий сцепление колес машин с дорогой. Но ехать по нему на велосипеде плохо, растрясяет, благо узкие полосы дороги по краям эта модернизация не затронула, и хотя кое-где края были присыпаны глиной или крошкой, ехать по ним все же было лучше. С грустью вспоминался предшествовавший идеальный участок.




У памятника «скорби» сворачиваем и через некоторое время появляются постройки, населенный пункт, по-моему Питкяранта. Это как-то уменьшило тягу ко сну, но минимально и я продолжал чувствовать себя на пределе. И вдруг в поле зрения появляется кафе. Надо сказать я уже давно был к этому готов и сразу среагировал: свернул и зашел внутрь.

- Чашечку кофе пожалуйста, самого крепкого.

Scenery-2Стоило мне опустить голову на руки, за столом и попробовать, в ожидании кофе отключиться, как подбежали миниатюрная официантка в передничке и более массивная посудомойщица в сером фартуке и наперебой стали выяснять, не плохо ли мне и не стоит ли вызвать скорую. Пришлось успокаивать перепуганных женщин: не спал, мол долго. И вот подали кофе. Вы не представляете что произошло! Видимо организму надо совсем немного, небольшой толчек...  Может, этот кофе как-то воздействовал на химический баланс у меня внутри. Сон моментально исчез без следа!  Когда я ехал на издыхании, у меня стали всплывать самые плохие воспоминания о марафонах, появляться мысли, что это все неправильно и не нужно так истязать себя, что и раньше было плохо и вот опять зачем-то повторяется... Надо будет подумать в следующий раз, стоит ли выезжать. И т.д. и т.п. Но после какой-то маленькой чашечки кофе эти мысли как ветром сдуло! Сразу вернулся вкус к жизни, откуда-то появились силы. Помню, было нечно подобное на ПБП в 2007 году, посереди ночи. Нас в какой-то деревне местные жители поили кофе. Это не сравнится ни с какими энергетиками, воистину! В этот раз меня настолько пробрало с этой маленькой чашечки, что, забегая вперед, скажу, что с этого момента практически не хотелось спать до самого финиша.

Road-3За Питкярантой начинается «самый красивый участок №3». Дорога изящно извивается как из стороны в сторону, так и немного вверх и вниз. Очень приятно для езды. И покрытие отличное. Темп на этих 900-1000-х километрах возрос настолько, что я просто несся до Салми и потом обратно, не пропустил перед собою фургон и ушел от него вперед на горках в черте города. Он догнал меня лишь на прямом участке, через несколько километров.

Да, после сказочного КП на Крошноозере, мне довелось посетить лишь один КП 13, и то импровизированный.  КП 12 не оказалось в наличии, побродив минут 20, мимо домов, не найдя никаких опознавательных знаков и покормив комаров, поехал дальше. КП 13 Каменцевы устроили для меня персонально, на обочине. Рассказывали, что Михаил при этом проявил героизм, тоже борясь со сном и одновременно ведя машину по красивой извилистой дороге на высокой скорости. Все для того, чтобы накормить едуших первыми велосипедистов, нескольких человек. Михаил, позволь выразить огромную благодарность тебе и твоей семье за все хорошее на бревете. Я очень это ценю, как и другое, после.0_a83a1_d81c2869_XL

В таком темпе, казалось, и продолжал бы, но началась разбитая дорога, которая длилась до самой Сортавалы. Это можно отнести к самому плохому участку №2. (самый плохой №1 был в районе Медвежегорска). Дорога была совершенно раздолбана, к тому же на ней велись ремонтные работы. Сразу же заболели все критические места – зад, колени, ступни, забились мышцы ног. Самое плохое – сильно заболели ахилесовы сухожилия, сначала на одной, а затем и на обеих ногах. Приписываю это именно плохой дороге, так как после Сортавалы, когда опять посчастливилось ехать по гладкой дороге, даже с ее крутейшими подъемами, боль стихла. Но тут... на педали встать больно – сухожилия, на седло сесть больно – задняя часть просто отваливается. Потом, на финише, я, сняв носки, увидел, что ноги в области сухожилий довольно сильно припухли. Но потом отеки быстро спали, за несколько дней.

KP_КП 14, по сложившейся традиции, даже не стал искать, не останавливался. Высматривал указатели, стрелки на асфальте, знакомые машины, но не заметив ничего, проехал дальше. Как оказалось, к этому времени КП еще не было. Дорогие организаторы, пожалуйста не ругайте себя. Дело в том что я, например, всегда стремился сокращать время, потраченное на КП. Но это не удавалось, не хватало воли: когда измотанный и голодный подъезжаешь на контрольный пункт и видишь кровати, явства, разложенные на столах, красивых женщин, невольно отказываешься от решения, надолго не задерживаться, начинаешь принимать все приготовленное, расслабляешься и вот уже темп пропал, смотришь в глаза какой-нибудь брюнетки, жуешь колбасу, а потом и прилечь, захочется... А когда всего этого нет, то и нарушить сложившийся ритм некому и нечему и это очень важный аспект для самоорганизации и стабильности, поддержания внутреннего баланса. Так что я остановился всего минуты на три, чтобы доесть припасенные бутерброды. Через какое-то время, в Сортавале еще посидел минут пять, что-то доедая и допивая и так дотянул до финиша в Лахденпохье. Долго заучивал это название. А участок дороги между Сортавалой и Лахденпохьей нужно именовать «самым красивым участком бревета №4». Замечательная новая дорога – просто подарок всем напоследок. Большие и местами очень крутые подъемы и спуски, думаю не оставили никого равнодушным. В некоторых местах, по ощущениям, градиент переваливал за 20%. Всего на несколько десятков метров, иногда и меньше, но взбираться на них, а потом нестись вниз было очень интересно.

Итак, все сложилось отлично. Да, несколько раз слышал: «некогда было смотреть по сторонам, я же ехал, спешил». На мой взгляд это не совсем правильная позиция. Любой большой бревет – это уникальное в своем роде событие для каждого участника и никогда не повторяется. Не бывает одинаковых переживаний. Каждый раз, даже на одном и том же маршруте, разные обстоятельства, разные ощущения. Живем один раз, господа, призываю любоваться!
Scenery-1

PS

Эпиграф пришлось вставить из песни Help camionneur.

Красавица Джейн, лежа на рояле, (можно промотать на полторы минуты вперед) поет о том, что ей нравятся простые парни, дальнобойщики с их большими волосатыми руками и она готова отдаться такому прямо на капоте его рефрежиратора, только отъехать бы с дороги немного, а эти богатые мальчики  на порше и мазерати не вызывают ничего кроме презрения. Ну и она ищет "своего" дальнобойщика, голосует – «стой, стой, милый дальнобойщик (camionneur)!»



На «самом красивом и вырубающем участке №2» сознание сужалось и уходило в ступор, поэтому, чтобы развлечься, пришлось петь именно это, заменив «camionneur» на «randoneur» и получилось довольно мило. Под  утро, жестко-яркого солнца кажется не было из-за облачности, а влажный воздух казался нежным, или это одежда была влажная после двух суток езды, но спать на земле было не холодно, а мягкие краски пейзажа, при пробуждении, ласкали взор. Да, там было отлично!


Ну и напоследок, по велотематике, а так же о проблеме сна:


МЕЛОДИ  (by Serge Gainsbourg) (перевод by Hekata)

Крылья Роллс-Ройса легонько касались пилонов
Я заблудился, и, помимо воли,
Мы с Ройсом попали в опасную зону
Я оказался почти в чистом поле

Вознесенная на капот Silver Ghost
Десятого года серебряная Венера летит вперед,
Как разведчик в воздушных одеждах.
Она - мой аванпост

Богиня горда и бесстрастна, завывания радио
Перекрывают неслышный мотор
Она приковала мой взгляд к горизонту, и я,
Как под гипнозом, не чувствуя, задеваю тротуары

Тупик, переулок, стоянка запрещена
Она хладнокровно ведет под уздцы
Мои двадцать шесть лошадиных сил.

Проклятый ангел, владычица мрака,
В стиле модерн, которую скульптор
прозвал по-английски Spirit of Ecstasy

Так бредил я, продвигаясь вперед
Пока не потерял управление.
Роллс-Ройс занесло, и резкий удар
Выдернул меня из грёз. Черт!
Я увидел, как велосипедное колесо
Беззвучно крутится навесу
А рядом – будто брошенная кукла
И из-под задравшейся юбки белеют штанишки.

Как тебя зовут?
Мелоди
Мелоди как?
Мелоди Нельсон
У Мелоди Нельсон рыжие волосы
И это их естественный цвет.